имя


имя
’имя — в библейском смысле не только название, но сущность и значение именуемого (Быт.17:5 ,15; 1Пар.22:9 ; Иер.20:3 ; Деян.13:8 ; Фил.2:9 -10; Евр.1:4 ; Евр.7:2 ). Теперь имя человеку и предметам зачастую дается как метка, знак, с целью отличить их от других без учета значения того слова, которое становится именем (в этом смысле можно было бы присваивать, напр., и просто номера), но совсем не так было в древности (и особенно в еврейском языке). И это очень важно для правильного понимания Священного Писания. Тогда имя выбиралось не по красоте звучания, но всегда было характеристикой человека или предмета, напр.:
Авраам (отец множества),
Бенони (сын скорби),
Вениамин (сын счастья),
Галгал (колесо, круг),
Иаков (держащий за пяту),
Исав (волосатый),
Мессия (Помазанный),
Мицпа (наблюдение),
Моисей (спасенный из воды),
Рама (высота) и т.д.
В этом же смысле Адам «дал имена» всем животным — охарактеризовал их (Быт.2:20 ).
Иногда имя выражало ожидание или каким-то образом предопределяло судьбу (но, ·возм., было дано позже?), напр.:
Гаал (непринятие, бунт),
Гедеон (срубающий),
Гоморра (потопление, погружение),
Давид (возлюбленный),
Дина (суд),
Евтих (удачливый),
Иаков (вытесняющий, выживающий),
Идифун (восхваляющий),
Исаак (он будет смеяться),
Ханаан (подвластный) и т.д.
Именно в этом характеристичном и судьбоносном смысле Иаков обратился к Ангелу Божию: «Скажи имя Твое» (Быт.32:29 , ·срн. Суд.13:17 ); также и мы, когда говорим «Во имя Отца, и Сына, и Духа Святого», имеем в виду не название Бога, а Его значение для нас, Его полноту (·срн. Иоан.3:18 ).
Поскольку имя в древнем еврейском языке несло характеристику, значение именуемого, оно зачастую является единственным ключом для понимания многих событий. Не случайно, поэтому, что при переводе Священного Писания, многие характеристики людей и местностей переведены как имена собственные (напр., см. следующие):
| Асор,в | Мефег-Гаама
| Беф-Мерхат | Мифоар
| Гад,в | Море
| Гарми | Регем-Мелех
| Гацорфий | Самгар-Нево
| Горенгаатад | Села-Гаммахлекоф
| Иекев-Зив | Тартан
| Иосафата долина | Хен
| Ир-Мелах | Хозай
| Иудия | холм (см. тж Цоан, Шафир; исключение: «венец дома Иоава»).
В Священном Писании в коротком имени часто заложен широкий смысл. Так, именем сынов патриархов зачастую обозначаются не только имена их ближайших отпрысков, но и названия земель, которые населяли их потомки. В Быт.10:4 Иаван означает Грецию; Киттим — Кипр; Фарсис — далекие страны, Испанию; в Быт.10:6 Мицраим означает Египет; Ханаан — Палестину и т.д. (·срн. Иез.27:13 ). Также и в Быт.25:2 ,13-14; 1Пар.1:13 -15 (·срн. народы древней Палестины).
Именем одного человека в Священном Писании часто обозначается целая группа людей — род, семья, поколение (напр., см. Хареф, Хашум). Так, в ·Неем.3 почти каждое имя — это группа (·срн. ·ст. 18), также и в ·Неем.10 — среди приложивших печати есть много имен людей, живших задолго до Неемии, но их именем обозначен их род. Также и в 1Пар.9:11 сказано: «поселился Азария», хотя он был первосвященником при Иоакиме, а поселились в Иерусалиме его потомки (см. тж Шевуил,а). В Суд.8:2 Гедеон назвал себя (то есть весь свой народ) именем своего предка — Авиезером (Суд.6:11 ), а всех остальных израильтян — Ефремом. Израилем в Библии называются все израильтяне, а Адамом — весь род человеческий.
Отсюда легко понять то обстоятельство, что в древности некоторого человека могли назвать именем его отца или предка — напр., в 3Цар.15:6 именем Ровоам назван его сын Авия, а псалмы 73; 78; 79 названы псалмами Асафа, хотя были написаны после него (см. Асаф,б). То же, по-видимому, можно сказать и о некоторых псалмах Давида (см. тж Ахимелех,а; Екклесиаст, Иодай,а).
Имя по закону человеку давалось на восьмой день после его рождения (Лук.1:59 ; Лук.2:21 ), но в дальнейшем могло меняться (Руф.1:20 ; Иер.20:3 ; Иоан.1:42 ), поэтому, видимо, многие люди называются в Библии разными именами: Азария — Озия, Ана — Мааха, Мемфивосфей — Мериббаал, Гедеон — Иероваал и т.д.
Имя можно восстановить (Руф.4:5 ,10), имя можно и изгладить (Пс.9:6 ; Отк.3:5 ). Словом имя, поэтому, в Отк.11:13 , по-видимому, названа не отдельная личность, а целая линия потомков.
Имя Господа было предсказано задолго до Его рождения (Ис.7:14 ; Ис.8:8 ; Ис.9:6 ; Иер.23:6 ) и сказано Иосифу перед самым Его рождением (Мат.1:21 ). (см. Адонаи, Библия, Ваал,а; Мелех, сын, язык)

Полный и подробный Библейский Словарь к русской канонической Библии. . 2003.

Синонимы:
, , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , ,


Смотреть что такое "имя" в других словарях:

  • ИМЯ — выражение языка, которое может использоваться в качестве подлежащего или именной части сказуемого в простом предложении «S есть Р» (или: «... есть...»). Напр., выражения «Гарвей», «Менделеев» и «человек, открывший кровообращение» являются И.,… …   Философская энциклопедия

  • ИМЯ — ср. названье, наименованье, слово, которым зовут, означают особь, личность. Имя предмета, названье; имя животного, кличка; имя человека. собствено имя, по угоднику, ангельское, крестное и рекло, которое встарь не оглашалось; отчество или вич;… …   Толковый словарь Даля

  • имя — ’имя в библейском смысле не только название, но сущность и значение именуемого (Быт.17:5 ,15; 1Пар.22:9 ; Иер.20:3 ; Деян.13:8 ; Фил.2:9 10; Евр.1:4 ; Евр.7:2 ). Теперь имя человеку и предметам зачастую дается как метка, знак, с целью отличить их …   Библия. Ветхий и Новый заветы. Синодальный перевод. Библейская энциклопедия арх. Никифора.

  • Имя — постоянное название, присвоенное человеку, животному, иногда вещи, служащее для их отличия от других, подобных им существ или вещей. Большинство житейских имен, по происхождению своему, представляется прозвищем, связано с тем или иным свойством… …   Литературная энциклопедия

  • Имя —     ИМЯ постоянное название, присвоенное человеку, животному, иногда вещи, служащее для их отличия от других, подобных им существ или вещей. Большинство житейских имен, по происхождению своему, представляется прозвищем, связано с тем или иным… …   Словарь литературных терминов

  • ИМЯ — ИМЯ, род. и дат. имени, именем, имени, мн. имена, имён, именам, ср. 1. Отличительное название, обозначение человека, даваемое при рождении. Дать кому нибудь имя. Как его зовут по имени? «Как вас по имени отчеству?» Достоевский. Колхозница, по… …   Толковый словарь Ушакова

  • имя — Название, прозвание, прозвище, отчество, фамилия, псевдоним; кличка, наименование, термин, титул, фирма; звание, эпитет. Названия (предметов), терминология, номенклатура. См. репутация, слава.. громкое имя, давать имя, носить имя, побираться… …   Словарь синонимов

  • Имя — Воспитание * Величие * Гений * Здравый смысл * Идеал * Манеры * Мнение * Мораль * Помощь * Поступок * Привычка * Репутация * Совет * Тайна * Талант * Характер …   Сводная энциклопедия афоризмов

  • Имя — ШEFF …   Википедия

  • ИМЯ — ИМЯ, имени, мн. имена, имён, именам, ср. 1. Личное название человека, даваемое при рождении, часто вообще личное название живого существа. Собственное и. Его и. Иван. И. и отчество. Звать по имени кого н. Имена античных богов. Как Ваше и.? Дать и …   Толковый словарь Ожегова

Книги

  • Имя и профессия, Б. Ю. Хигир. Имя человека окутано завесой тайны. Этот таинственный мир, разнообразный и красочный, непостижимым образом влияет на наши судьбы. Можно ли, зная имя, проведать хотьчто-нибудь о своем будущем?… Подробнее  Купить за 450 руб
  • Имя для птицы, Вадим Шефнер. Книга Вадима Шефнера "Имя для птицы" включает одноименную автобиографическую повесть, рассказывающую о детстве писателя, о Ленинграде двадцатых годов, и повесть "Сестра печали", где богатый… Подробнее  Купить за 340 руб
  • Имя, Осип Мандельштам. Поэзия Осипа Мандельштама - это мосты между культурами, перекрестки, где сходятся разные века и страны. Она сама по себе есть память о единстве разных исторических пластов. Одновременно в ней… Подробнее  Купить за 140 руб
Другие книги по запросу «имя» >>